Статья искусствоведа, академика Аркадия Шалыгина
Статья искусствоведа Русского музея Т.Чудиновской

новый стиль в живописи - НЕОЛИТИЗМ

Статья в журнал «АРТ-город» и в книгу «Известные и выдающиеся художники Санкт-Петербурга
В конце прошлого, в начале нового столетий Лика Волчек стремительно ворвалась и утвердилась в элитарном искусстве Санкт-Петербурга. Сначала прозвучали стихи, поэмы, эссе, появилась книга «Мозаика состояний» (СПб, 1997), затем на выставках, персональных и коллективных, были представлены живописные работы, вышел каталог «Вечная женственность» (СПб, 2005).
Картины Лики, художника-поэта, – это страстные мифотворческие фантазии, переложение и продолжение ее стихов. В них в изысканно-декоративных формах предстают и философские рассуждения, и неподдающиеся разгадке тайны Эроса и Танатоса, мужского и женского начал, и творческая интерпретация библейских тем, и безумие танцующих амазонок, и откровения любви.
Лика в своих произведениях выходит за пределы и живописи, и поэзии и предстает как художник более чем самобытный. Ее картины фовистски уникальны, они перенасыщены энергетикой цвета и пластики, непредсказуемой сменой ритмов. Как все крайне новое, они могут восприниматься и не сразу, и не всеми. Это естественно. Ведь и «Танец» Матисса, если вспомнить непосредственное, самое первое впечатление, поражает экстравагантностью форм нелепо распластанных фигур. Только потом они, оживая, очаровывают и завораживают. Подобное же происходит и при знакомстве с работами Лики. Они поражают и маргинальностью, и, словно, полыхающим потенциалом творчества.
Как возникло такое явление в традиционно строгом, как бы скованном гранитом, искусстве Санкт-Петербурга? Откуда? Ответ, пожалуй, скрывается в унаследованной ею генетической памяти рода донских казаков, предками которых были скифы и половцы Дикого Поля. Свобода-вольность, отождествляемая с безоглядными просторами Руси, вошла в искусство и стала творческим кредо художника.
Создавая свои работы, Лика занимается и изучением вечных тем и философией искусства,. но главное, она постигает их интуитивно, в креативном процессе творения, когда в окончании приходишь к божественной формуле: «И увидел Он, что это хорошо».
Лика: «Все, что было до меня, вдохновляет. Но в творчестве интересны внутренняя свобода, раскрепощение, экспериментальный подход к картине».
Ей, как поэту-художнику, доступно все: и образы вечной женственности и женщин, которые изменили мир (Клеопатры, Юдифи, Саломеи, ... ), и эзотерические письмена, и галактические миры. Она во всем выходит «из ряда», стремясь к крайне эмоциональной выразительности. Она принадлежит к тем гениальным натурам, к которым применимо евангельское: «Ибо много званых, а мало избранных». (Матф. 20.16, 22.14).
Обращаясь к глубинным слоям памяти, она воссоздает красочные архетипы мифических образов и колдовских фантазий. В ее живописи, как, впрочем, и в поэзии, декоративная шутливость в фовистском хаосе цвета и пластики сочетается с чисто женским изяществом и чувством стиля; иногда проскальзывает ирония, звучит шутка, но – шутка всерьез. Картины Лики, радуя, втягивают зрителя в игру и даже в сотворчество. Пробуждая воображение, они позволяют освободиться от страхов, отрицательных эмоций, свойственных нашему времени.
В работах, посвященных основной теме - Вечной женственности, о которой сто лет назад писали философы Владимир Соловьев, Павел Флоренский, поэт Александр Блок, происходит глубинное постижение этого образа в земном его воплощении. Сублимация страсти, выражаясь в динамике ритмов, достигает апофеоза, внутреннего экстаза. Захваченный ими, задаешься вопросом: «Что же такое вечная женственность?», и приходишь к ответу:
это и «Откровения блуждающих рук
желания безжалостный круг»,
и самый девический возраст зрелой женщины:
« Подруге снова восемнадцать» (Лика),
и «Эрос невозможного» поэта серебряного века Вячеслава Иванова.
Лика, как и Анри Матисс, могла бы сказать: «Чего я добиваюсь прежде всего – это выразительности». Выразительность и элегантный фовизм делают искусство Лики Волчек особым явлением в новейших течениях художественного мира Санкт-Петербурга.
Как определить ее стиль, объединяющий в целостную живописную симфонию захватывающую фантасмагорию тем? Пожалуй, термин «креативный фовизм», выражающий мощь созидательного начала, более всего соответствует ему.
Картины Лики прямо противоположны одному из афоризмов Франца Кафки: «Слабый темп, мало крови». Их полнокровие, высочайшая энергетика вселяют надежду, что период постмодернизма уходит в прошлое, а нас, как и Лику, ждут новые открытия и свершения.
Работы Лики образуют серии.
Серия «Вечная женственность» /«Красная девушка» (2002, х., м., 80х60), «Похищение крылатого существа» (2001, х., м., 34х34). «В резонансе» (2003, х., м., 50х60), «Внутренняя связь» (2003, х., м., 50х60), «Вакханка» (2001, х., м., 40х30), «Примирение» (2001, х., м., 80х90), «Истома столкновения» (2002, х., м., 90х60).../ соответствует своему названию.
В «Библейской серии» /«Мировое древо жизни» (2004, х., м., 90х90), «Даниил и львы» (2002, х., м., 80х100).../ звучит тема страстей человеческих. Серьезное здесь соседствует с лукавством, иногда перемежаясь улыбкой.
В «Письменах» /«Письмена песка» (2004, х., м., акрил, 160х120), «Золотые, бронзовые, серебряные письмена времени» (2004, триптих, х., м., акрил, 100х60), «Письмена на желтом» (2003, х., м., акрил, 80х60), «Письмена на оранжевом» (2003, х., м., акрил, 80х60).../ художник, наделенный шестым чувством, устанавливает связь между земным и духовным, между миром «плотным» и миром «тонким». Возможно, «Письмена» пришли из прошлого или из будущего и будут расшифрованы в надлежащее время теми, кому адресованы. Они напоминают пророчество царю Валтасару, начертанное перстами «руки человеческой», прочитанное и истолкованное пророком Даниилом (Книга пророка Даниила, 5.25, 5.26–28): «И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин».
В «Галактической серии» /«Звездные письмена» (2004, х., м., 140х120), «Космические структуры» (2004, х., м., акрил, 170х140), «Зарождение жизни» (2004, х., м., акрил, 170х140), «Вселенная» (2001, х., м., 80х60) в виде девы и «Огненная дева» (2002, х., м., акрил, 70х40), танцующая в музыке небесных сфер, .../ Лика передает и бескрайность пифагорейских небесных сфер и непостижимость гетевского макро- и микрокосма. Отличаясь эмоциональностью, картины Лики таинственны и загадочны, как и полотна на эту, привлекающую петербуржских художников, тему Е. Барского, М. Корякина...
«Амазонки» /«Танец амазонок на солнечной лужайке» (2001, х., м., 60х70), «Танец амазонок на закате» (2001, х., м., 60х70), «Танец огня» (2002, х., м., 60х70), «Амазонка» (2004, х., м., 100х60), словно скачущая на волшебном человеко-осле из «Сна в летнюю ночь» Шекспира, .../ буквально завораживают стремительной динамикой ритмов.
В моем представлении герои произведений Лики – сама Лика, а картины сопоставимы с ее стихами. В чудесно-возвышенной картине «Девушка и птица» (2001, х., м., 40х30) Лика, как знаменитый Хуан Миро в своих «Женщинах и птицах», с утонченным декоративизмом в алогичных формах выражает мир ирреальный и по-детски мечтательно-наивный. В ней как бы
«Линия взлета пересеклась с линией
несуществующей мечты».
Мерцающая «Феерия ночи» (2002, х., м., 120х120) – это отразившийся в причудливых женских фигурах
«Глубинный обморок
лунного света»,
О «Ледяной девушке» (2002, х., м., 80х60), выполненной в синих тонах, хочется сказать:
«Синяя Борода знал кого брать в жены».
Картина «Мировое дерево жизни» – мудро-шутлива. Ее содержание соответствует стихам:

«Где тот Змей который не обсудил
проблемы Добра и Зла с Богом
а сразу ринулся к человеку

Знал Знал Знал бестия
где найти благодатную почву
вот и расхлебываем поля вина и ржи − поедаем господи твое тело
Нет бы сразу
отказаться от этого
существующего
любовного треугольника −
силенок не хватило».
В картинах Лики утонченная красота соседствует с мистикой. В них проявляется и ее интерес к архаике - первобытному искусству, искусству шумеров, древнего Египта, Месопотамии, древней Греции.
Непрерывно рисуя, общаясь с художниками нонконформистами, постигая философию искусства и живописи, достигая мастерства, Лика разрабатывает собственный стиль. С 1998 участвует в художественных выставках: восемнадцати персональных и шестнадцати престижных коллективных. Работы Лики хранятся в Союзе художников России (IFA), фондах: Объединения художников «ДУМИ», альманаха «Петрополь», в галереях современного искусства и частных коллекциях Санкт-Петербурга, Москвы, Англии, Америки, Германии, Голландии, Китая, Франции, Австрии, Швейцарии.
Живопись Лики привлекает внимание и любителей, и профессионалов. Искусствовед Государственного Русского музея Тамара Чудиновская отмечает: «Языческий аспект... возможных вероятностей и потенциалов женского и сам изобразительный язык, экспрессивно-символический и «нервно-чувственный», создают в альбоме Лики Волчек фееричную симфонию линий и красок, из которых художница слагает свою версию событий и законов мироздания».
Приведу высказывания Лики, приоткрывающие ее замыслы, ее внутренний мир:
– Творчество – это внутренняя необходимость. Пишу каждую картину, как эксперимент.
– При погружении в творческий процесс происходит расширение, ускорение сознания. Важно наличие мистического опыта, чтобы писать не само дерево, а душу дерева, не камень, а душу камня.
– Как надо писать? – Никто не знает, как надо! Творчество - духовное напряжение, внутреннее преодоление и затем разрешение от бремени замыслов.
– Обратная связь - созданное художником оживает (как Галатея) в тонких мирах, в пространствах, где зарождаются образы.
Выписываю эфемерные «энергоформы» – прообразы форм земных, а картины дают импульс рождению новых энергоформ в тонких мирах. Отсутствие творения мыслей – апогей творчества.
– Некоторые работы необходимо писать быстро: час, два -- техника не позволяет в них что-нибудь менять. Другие рождаются годами, с множественным наслоением красок. Первые наивны и прекрасны первозданной чистой энергией, вторые тем, что в них живет сама вечность. Каждое прикосновение к холсту как будто «старит» его, иногда кажется, что и сама вечность на картине постарела.
Как продолжение ее высказываний, − афористичные строки стихов:

даже в смысле
не видеть смысла
Что это за необыкновенно-прекрасное
чувство нищего духом
Абсолютное и полное непонимание
всего — жизни цели любви
Ни боже мой ни господи Исусе
Лишь только только чтобы не одна
Такая человеку божья кара
смерть и любовь – земная пара
Хотите любите – безумство страстей
А нет ...
В бестелии – груз смерти и любви
монаде – сольность простоты
Она любила любовь
Куриная смесь слепоты и лукавства
Бесконечность не греет лучина Красивостью не удивишь

Кроме этого, мне запомнились ее стихи: лирические, неожиданные, оригинально-мудрые. Радостью от них, хочу поделиться с Вами, дорогой читатель.


А чуду длиться девять дней
Четыре месяца в году – любила
казалось не забуду никогда – забыла
Казалось – не найти спасения
Четыре месяца прошли
И вот покой и воскресение
Космическая бисексуальность
Звезда любовно месяц обнимала
лучом пронзительно блестя
Но месяца в ночи не стало
на месте месяца округлилась луна
Звезда луну любовно обнимала
блестя и гранясь как в космическом раю
А месяцем луна внезапно стала

Я умер, подчинившись естеству
/Микеланджело Буонарроти/
Деревья сквозь кору
промерзнут в сердцевине
плененные оцепенеют в сплине
И всем желаньям вопреки
смерть белая скует течение реки
Так я умру — спокойно подчинившись естеству Нежность
Нежность с нежностью кружила
Нежность с нежностью дружила
Нежно снежилась нежна
нежно-снежная княжна

Нежно-снежная нежинка
Нежно-ласкова снежинка
Нежно-нежилась княжна
и изнежилась нежна
--------------------------------------------------
Счастливейшие радости приливы
Спокойно-ласковые времена
Два мальчика и девочка лепили
дворец пупырчатый из мокрого песка
--------------------------------------------------- ------------------------------------------------
Не зная чужого брода залезай в воду
и тут начнется кутерьма злая
утка шипит тебя кусая
змея норовит ядом - облечь на жуть
-------------------------------------------------
Искусство Лики привлекает возвышенной красотой и мистикой. Надеюсь, что оно затронет Вашу душу, пробудит Ваше воображение.

Председатель Художественного совета Санкт-Петербургского отделения
Международной академии наук высшей школы, член Международной ассоциации искусствоведов, академик А. Шалыгин.
--------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------
Статья искусствоведа в каталог Лики Волчек
«Вечная женственность»

Лучше и вернее всего о своем творчестве обычно говорит сам художник. Тем более что современный художник, как правило, знает, что делает. Более того, он знает очень многое, поэтому немудрено, что пытается воплотить в своем творчестве это «многое», а то и «объять необъятное».
Лика Волчек искренне верит в энергетические линии и знаки зодиака, в предзнаменования и стечения обстоятельств, в опутанную духовными сетями вселенную, в «вечную женственность», о которой столетиями гадали мистически настроенные философы и поэты. Можно разве что позавидовать пассионарной стремительной убежденности о собственном предназначении художницы, поскольку невероятно сложен процесс самоидентификации в современном мире, чьи культорологические накопления к началу ХХI века чего только в себе не таят. Осваивающему их художнику становится особенно важно найти своё «письмо» (своё «лицо», если угодно) и зафиксировать его.
В свой каталог Лика Волчек отобрала работы маслом, выполненные в последние годы. В живописи её привлекают масштабные темы, которыми «больны» многие художники 20 века, тем более рубежа 20-21 веков. Это и «вселенная» с её «космическими структурами» и «звёздными письменами», и вечные темы мирового искусства, и архетипы, и многое другое, что предлагает ныне информационное поле по «преданию человеческому, по стихиям мира». Да, Лика Волчек пишет и древо мировое, и райское яблоко, обращается к античной мифологии и геральдической символике средневековья, изображает «хоровод невидимых существ» и вводит в свои абстрактные композиции «золото» и «серебро» как знак «иных миров». В основе её изобразительного языка лежит стилизация, декоративизм, стремление заключить «необъятное» в некую форму: засимволизировать его – и таким образом, видимо, «закаталогизировать» и «поставить на полочку». Ведь внутренний мир современного человека, обильно оснащённый познаниями о мире сем и ином, немыслимо подвижен, невероятно отзывчив на «вся сокровища премудрости». И именно оттуда черпаются «пейзажи» и «натюрморты» того современного искусства, которое отказывается от живописной традиции в пользу изобразительного психодизайна...
Стилизаторство Лики расширяется африканскими культовыми петроглифами и статуэтками, египетскими жреческими м

Hosted by uCoz